В Центре Вознесенского исполнят оперу-инсталляцию Дмитрия Курляндского «Некийя»

С 13 марта по 12 мая 2019 года в Центре Вознесенского будет транслироваться опера-инсталляция Дмитрия Курляндского на стихи Димитриса Яламаса «Некийя» в исполнении артистов Электротеатра Станиславский.

«Идея оперы у меня возникла в начале 2010-х, – рассказал журналу ТЕАТР. композитор Дмитрий Курляндский. – В 2011 году я ставил в Перми большую оперу «Носферату». Либретто для нее писал Димитрис Яламас. И вдруг мы поняли, что один из монологов этой оперы, может стать частью нового произведения. Когда мы закончили «Носферату», то записали еще три монолога ,из которых складываются четыре параллельных текста, четырые монолога четырех древнегреческих мифологических героинь – умерших Алкесты, Эпикасты (Иокасты), Александры (Кассандры) и Эвридики. Я написал музыку на эти монологи очень долго не мог понять, что это такое у меня на руках, искал формат, в котором их можно реализовать. И только сейчас, в конце 2018 года, пришла идея онлайн оперы, а потом – оперы-инсталляции.

Как только я понял формат, сразу связался с Центром Вознесенского, который мне давно знаком, и они любезно согласились предоставить свою площадку для нас.

Онлайн опера подразумевает, что арии можно слушать по отдельности, а можно включать на разных девайсах в разных сочетаниях. Инсталляция будет транслироваться в режиме нон-стоп, в одной из темных комнат, с видео Елены Немковой (она делала видео и для онлайн версии). Перманентно звучат четыре монолога, состоящие из таинственных тихих нашептываний, всхлипываний героинь. Каждый входящий становится героем. Ведь Некийя – это место, куда спускается Одиссей, прежде чем попасть в Аид. Вот таким Одиссеем станет каждый пришедший на спектакль. Люди могут находиться там неограниченное количество времени: кому-то хватит нескольких минут, а кто-то захочет погрузиться, вслушаться, потому что все монологи разной длины и звучат в разных сочетания».

Видео Елены Немковой представляет собой цветовую абстракцию, которая напоминает вспышки и светящиеся изображения, возникающие перед глазами при плотно закрытых веках (фотопсия). Такие оптические иллюзии различной формы и периодичности относятся к разряду энтопических – то есть порождаемых самим глазом – явлений. Художник так определяет формат своих поисков: «Внутренний слой роговицы глаза служит для создания движущихся изображений на сетчатке, почти так же, как и пленка в камере. Свет, влияющий на роговицу вызывает каскад химических и электрических реакций, которые, в конечном счете, дают старт нервным импульсам. Эти импульсы направляются в различные зрительные центры мозга через зрительный нерв. Красочные переливающиеся иллюзии этих «поэм сетчатки» – это потоки бессознательного, принудительное погружение в элизиум, меланхолия мозга; хотя и они вызваны вполне механическими причинами».

Дмитрий Курляндский – один из самых известных современных композиторов, член Союза композиторов России, лауреат многочисленных международных конкурсов, а также Премии «Парабола» Независимого благотворительного Фонда им. Андрея Вознесенского. Его произведения звучат на международных фестивалях и концертах, транслируются по радио во всем мире. С 2013 года Дмитрий Курляндский – музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский. В 2014 году опера Курляндского «Носферату» в постановке Теодороса Терзопулоса была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая Маска».

Центр Вознесенского – динамичная арт-площадка, рассказывающая об истории современной российской культуры актуальным языком. Посвященный одному из главных поэтов Оттепели, Центр связывает шестидесятые и сегодняшний день, объединяя современных художников и знаковые имена российской культуры, литературу XX века и актуальные тексты, редкие архивные материалы и интерактивные выставки-инсталляции.

Дмитрий ВЕСТНИК
Источник — Журнал Театр
Оформление — Домодедовское информагентство

ДМДВЕСТИ.МЕДИАСЕТЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.