Спросим у домодедовцев: Калечит ли школьников излишний вес их рюкзаков?

Спросим у домодедовцев: Калечит ли школьников излишний вес их рюкзаков?

Не один год в обществе обсуждается вес школьных рюкзаков. Насколько наши дети получают или не получают за школьные годы хронические заболевания от излишне тяжелых школьных рюкзаков? Вопрос и на сегодня остается открытым…

Спросим у домодедовцев Калечит ли школьников излишний вес их рюкзаков?

Начался новый учебный год. Прошли торжества и наступили школьные рабочие будни. Новые предметы, задания, впечатления и планы. Для комфортного усвоения школьных заданий огромную роль играет самочувствие ребенка и его способность (возможность) к восстановлению сил в течение дня.

С увеличением ежегодной нагрузки в школе на ученика растёт и количество часов для изучения предметов как в самой школе, так и в не её пределов. Большую часть времени дня ребенок проводит в школе. 6-8 часов в сутки проводимых в её стенах стало нормой практически для всех средних и старших классов. Это получается практически полный рабочий день для взрослого человека. И постоянным попутчиком каждого ученика является его портфель, сумка или рюкзак, где живут его  учебники, тетради и письменные принадлежности.

Сегодня был взвешен рюкзак моего ребёнка. Результат оказался впечатляющим — 8,5 кг.! На мой вопрос  — и это ты будешь носить целый день? Получил ответ — ну у меня же 7 уроков.

Решил проверить, какие существуют нормы и рекомендации по весу школьных рюкзаков (портфелей). Нашел на сайте Роспотребнадзора их рекомендацию: О рациональном режиме дня для учащихся и определении качества школьных ранцев. Не буду цитировать её полностью, а возьму те абзацы, которые касаются веса школьных рюкзаков.

Выдержка из рекомендации Роспотребнадзора от 19 августа 2019 года:

Также родителям следует помнить, что рюкзак с учебниками в 1-2 классе должен весить не более 2,2 кг.
Для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей школьника в различных классах, который не должен превышать 1,5 кг для учащихся 1-2 классов.
Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 г.
Для школьников 3 и 4-го класса вес портфеля вместе с учебниками и тетрадями не должен превышать 2 кг, для тех, кто учится в 5 или 6-м — 2,5 кг, 7-8-м — 3,5 кг, а для старшеклассников (9-11 классы) максимальный вес учебников может быть не более 4 кг.
Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что вес ранца без учебников для учащихся средних и старших классов должен быть не более 1000 г.

Согласитесь, что вес школьной ноши моего ребёнка в 8,5 кг. не вписывается ни в какие рекомендации.

Я понимаю, что могут возразить, что это всего лишь рекомендации. Соглашусь с ними. Правильно, это рекомендация для родителей и я как родитель имею полное право следовать рекомендациям Роспотребнадзора (государственного учреждения) в части охраны здоровья своего ребенка и кто мне может запретить следовать этим рекомендациям? Ещё вопросы как следовать и что предпринять, чтобы мой ребёнок не вышел, как это мягко сказать, с отклонениями по-здоровью к моменту окончания школы.

Возвращаемся к нашим 8,5 кг.. Мы начали с очевидного. С того, что вместе с ребёнком провели ревизию содержимого рюкзака на предмет, что можно не брать в школу. Вынули лишние ручки. Убрали кое-какие личные вещи, без которых можно обойтись в школе. Вес снизили на 500 грамм. Недостаточно. Идём дальше…

Далее было предложено убрать 3 учебника. Это еще примерно 900 грамм. Предложили на будущее договориться со своим соседом о том, чтобы разделить учебники поровну и носить комплект на день, как говориться, вскладчину. Какое же было мое удивление, когда мой ребёнок ответил, что у них в школе за отсутствие учебника учителя ставят двойку. Простите, но оценки ставятся за знания — ответил я.  На что мой драгоценный ребёнок сказал — далеко не всегда. У Вас такая же ситуация? Мы всё же оставили эти три учебника дома и решили посмотреть как будет развиваться ситуация дальше…  Однозначно, что с системой наказания оценками школьников по предметам не за знания надо разбираться. Но это уже тема другая и если наши читатели захотят, чтобы мы её более глубоко затронули — мы это сделаем. Для этого просто напишите нам в форму обратной связи или оставьте комментарий к этой статье внизу страницы.

Возвращаемся. На сегодняшний день мы смогли уменьшить вес всего на 1,4 кг. И этого явно не достаточно, если следовать рекомендациям Роспотребнадзора. 

Также мы обратили внимание на некоторые нюансы рекомендованных цифр от Роспотребнадзора. Провели некоторый расчёт. 

Рекомендуемый вес каждого учебника для разных возрастных группах школьников от 300 до 700 грамм. Даже если мы возьмём средний вес в 500 грамм, то при 7-и уроках моего ребёнка вес только учебников составит 3,5 кг.. И это уже предел для 7-8 классов. А как быть с тетрадями? Их вес тоже значителен. И тут возникает ещё больше вопросов: может уроков много, а может учебники с тетрадями слишком тяжелые и надо снижать их вес или делить учебники по программам не на два тома, а на 3-4 или больше?  В каком направлении и где искать ответы на поставленные вопросы?

ЦИФРА:
А может перейти на электронные носители, а тогда какая цена вопроса? Цена, предложенная, в своё время, А.Чубайсом и тогда была неподъёмная, а сейчас и того стала недосягаемой для большинства жителей России. Да существуют школы, в которых реализованы цифровые технологии, но мы говорим сегодня о простых СОШ (средне-образовательных школах), в которых учатся подавляющее большинство детей нашей страны.

ЛИЧНЫЕ ШКАФЫ В ШКОЛАХ:
Можно поставить личные шкафчики для каждого ученика, по-примеру как это существует уже много лет на западе. Ведь взрослые на рабочем месте имеют свое личное пространство, куда можно положить на время свои личные вещи, переобуться или даже переодеться. Чем наши дети хуже нас?

ДОГОВАРИВАЕМСЯ МЕЖДУ СОБОЮ:
Возможно, одно из простых решений, это организовать использование учебников вскладчину внутри класса. Когда договариваются с соседом по принципу — я возьму завтра эти учебники, а ты возьмёшь те. 50% на 50%. А вдруг, мальчишки договорятся между собою, и как сильная половина, возьмут на себя 70%, а девчонкам позволят взять только 30% 🙂

Одного единого решения на сегодня мы не нашли. Может мы плохо искали? Скорее всего решение проблемы с перевесом школьных рюкзаков (портфелей) должно быть комплексным и системным. Согласитесь, чтобы найти такое решение и его воплотить, как сделали это например в некоторых школах США и Европы, для этого необходимо менять сам подход к решению проблемы. Судите сами:


по материалам портала КП: «С листочками вместо томов»

О том, как учатся в американской школе, на своей страничке в Facebook рассказала бывший журналист «КП» Надежда ШУЛЬГА, перебравшаяся вместе с семьей жить в США:

— У моих детей нет бумажных учебников. В американской школе по ним не учатся. Маша ходит в школу с пустым рюкзаком. Лиза, наоборот, с набитым до отказа. Но это вовсе не из-за учебников, а потому что она привыкла таскать с собой кучу всего на все случаи жизни — от бумажной толстенной книги и чашки с кофе до блокнота для рисования и запаса яблок.

Учебники большей частью в электронном виде. В школе им выдают ноутбуки, чтобы читать, решать, смотреть видео. Домашка тоже в электронном виде. Через программу google classroom идет большинство заданий. То видео надо посмотреть, то на вопросы ответить, то проект на компе сделать. В начале учебного года рассылают миллион анкет, где одним из пунктов обязательно узнают, есть ли у ребенка дома компьютер и какого качества доступ к интернету.

Значит ли это, что в школе полностью безбумажное обучение? Нет. На всех предметах выдают распечатанные задания, которые они прикрепляют в одну толстую папку. В эту папку они вообще все на свете прикрепляют — файлы, листы, тетради. Весь процесс обучения — это одна большая папка.

Спрашиваю у завуча в школе у Маши: «Почему у вас нет учебников?» Объясняют, что учебники — закостенелая форма обучения. Надо тратить деньги на их печать, информация таким образом очень медленно обновляется. А с листочками и компьютерами процесс обучения получается очень гибким. Детей можно обучать современным вещам, а не архаичным.


Мы не говорим, что это решение правильное или не правильное. Как говориться, — вопрос не на нашу зарплату. И может действительно вместо того, чтобы регламентировать, подсчитывать, взевшивать и измерять размеры рюкзаков стоит пересмотреть сами принципы подходов к решению проблемы. 

А какие пути решения видите Вы? И как Вы думаете, всё таки калечит ли тяжелый вес школьного рюкзака или портфеля Вашего ребенка? Или всё это страшилки… Будем рады Вашим комментариям на эту тему. Поле для комментариев внизу страницы.

Дмитрий ВЕСТНИК
Оформление — Домодедовское информагентство
Шарж — Kirati

ДМДВЕСТИ.НОВОСТИ